50 лет любимой комедии «Операция “Ы”»

50 лет любимой комедии «Операция “Ы” и другие приключения Шурика»

50 лет назад – в августе 1965 года на экраны страны вышел фильм «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» режиссера Леонида Гайдая. Кинолента очень быстро понравилась зрителю. Свидетельством тому и рекордное за всю историю советского кинематографа (на тот момент) число посмотревших картину, – 69 миллионов 600 тысяч. С тех пор «Операция “Ы”» остается одним из самых любимых отечественных фильмов. Далее мы расскажем вам о том, как проходили съемки данной кинокомедии.

В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий «Несерьезные истории» включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей — оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.

Сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский.
Сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский.

10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии «Мосфильм» была принята заявка на сценарий «Несерьезные истории» и с его авторами заключили договор. 25 марта был одобрен литературный сценарий и дано «добро» на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним — Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму.

В первой новелле – «Напарник» Владик перевоспитывает тунеядца – «пятнадцатисуточника» на стройке, во второй — «Весеннее наваждение» — влюбляется в период экзаменационной сессии в девушку Лиду (эту новеллу Гайдай «подсмотрел» в польском журнале «Шпильки»). Но поскольку двух новелл явно недоставало для полнометражного фильма, то сценаристам было дано задание придумать третью, причем в ней необходимо было скрестить нового героя — Владика — со старыми — троицей Балбес—Трус—Бывалый, которая так полюбилась зрителям и с которой Гайдай не собирался расставаться. После месяца напряженной работы на свет явилась новелла «Операция «Ы»: на этот раз Владику, единственному «сквозному» герою всех трех новелл, предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.

С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя — студента Владика. В одной только Москве Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян, Андрей Миронов (с последним велись только переговоры).

Фотопробы Евгения Петросяна на роль Владика Арыкова.
Фотопробы Евгения Петросяна на роль Владика Арыкова.

В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.

Фотопробы Валерия Носика на роль Владика Арыкова.
Фотопробы Валерия Носика на роль Владика Арыкова.

Не совсем устраивал его и Михаил Пуговкин, которого худсовет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу. Помог, как всегда, случай.

Еще во время работы над сценарием Гайдай пришел к убеждению, что главного героя он будет списывать… с себя. Вот почему даже внешне Владик Арьков был выписан в сценарии как копия Гайдая: длинный юноша в очках. Как заметит много позже жена режиссера Нина Гребешкова: «Владик — это сам Леонид Иович. Все его поступки, жесты. Конечно, актер преломил их через себя. Но образ шел от Лени. Он действительно был таким — нескладный, наивный и очень порядочный». Рекомендованный Гайдаю Валерий Носик под выписанный Гайдаем образ явно не подходил.

И тут кто-то в съемочной группе произнес фамилию молодого актера Александра Демьяненко. Взглянув на его фотографию, Гайдай мгновенно обнаружил внешнее сходство с собой. В итоге 11 июля Гайдай отправляется в Ленинград на личные переговоры с Демьяненко. Оба остались довольны друг другом. Актер потом вспоминал: «Я как прочел сценарий «Операции „Ы“, понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было».

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко.
Леонид Гайдай и Александр Демьяненко.

Из Питера Гайдай привез еще одного ленинградского актера, которого хорошо знал по совместной работе в «Деловых людях» Алексея Смирнова. Его он хотел попробовать на роль Верзилы вместо Пуговкина. Последнего забраковал художественный руководитель 2-го творческого объединения Иван Пырьев, который, посмотрев пробы, заявил: «Для этой роли такая бандитская физиономия, как у Пуговкина, не годится!» В итоге Пуговкину достанется роль прораба…

…на которую изначально пробовался Владимир Высоцкий.

Фотопробы Владимира Высоцкого на роль прораба
Фотопробы Владимира Высоцкого на роль прораба

Тогда же Гайдай найдет и актрису на главную роль во второй новелле – Наталью Селезневу.

Фотопробы Натальи Селезнёвой на роль Лиды
Фотопробы Натальи Селезнёвой на роль Лиды

Селезнева пришла на пробы без всякой надежды на успех, перед этим хорошо проведя время на пляже. Едва она вошла в павильон, Гайдай предложил ей пройти весьма рискованный тест: раздеться перед камерой. Актриса заколебалась. Тогда Гайдай произнес роковую фразу: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то…» Тут в Селезневой взыграло самолюбие, и она скинула платье, оставшись в одном купальнике.

И тут же была утверждена на роль скромной советской студентки.

Худсовет 2-го объединения просмотрел эти пробы и поставил точку — утвердил актеров на главные роли: Шурик — Демьяненко, Верзила — Смирнов, прораб — Пуговкин, Лида — Селезнева.

А бедолага Валерий Носик сыграет эпизодическую роль студента-картежника, сдающего экзамены в новелле «Наваждение».

К началу съёмок Владик неожиданно (по цензурным соображениям) становится Шуриком — Владика забраковала политическая цензура с аргументом, что Владик — это Владлен, а Владлен — это Владимир Ленин. Нельзя комического героя называть именем вождя мирового пролетариата.

Первый съемочный день фильма «Операция «Ы» датирован 27 июля. В тот день на территории «Мосфильма» снимали эпизод «во дворе милиции» с участием массовки (она изображала тунеядцев-алкоголиков) и двух актеров: Смирнова (Верзила) и Владимира Басова (милиционер).

В этот эпизод Гайдай вставил случай из собственной биографии — это касается сцены, во время которой арестованных на пятнадцать суток распределяют на трудовые работы. Правда, в его жизни это было связано с войной. В иркутский театр, где он работал во время войны, приехал военком. Всех мужчин построили, и он спросил: «Кто хочет на фронт?» Все сделали шаг вперед. Тогда военком сказал: «Для начала будем брать тех, кто знает немецкий язык». Шаг вперед сделал только один человек — Леонид Иович. Гайдай и сам сыграл здесь маленькую роль — во многих изданиях пишут,что это роль алкоголика, который произносит фразу: «Огласите весь список, пожалуйста!». Но на самом деле это непрофессиональный актер Олег Скворцов, а Гайдай сыграл другого, менее заметного задержанного.

30 июля группа перебазировалась на одну из строительных площадок в Свиблово, чтобы начать съемку эпизодов «на стройке». Весь август и сентябрь группа работала в нервном режиме. Подводили киношников то погода, то техника, то плохая пленка. В итоге, 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок, так как в Москве погода испортилась окончательно и бесповоротно. Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу.

Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» (Пролетарский бульвар, 22) пришлось снимать в несколько заходов.

В Одессе продолжили снимать и первую новеллу. В районе Новые Черемушки (в Одессе тоже есть такой) снимали, в частности, эпизод, где Шурик угодил в битум. Из-за чьей-то неосторожности битум внезапно загорелся, тушили пожар и строители, и киношники. Съемки в Одессе продолжались до 22 ноября.

Затем группа вернулась в Москву – на «Мосфильме» снимали «квартиру Лиды».

12 декабря группа переезжает в Ленинград, где должна была сниматься третья новелла. Однако погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял. Было принято решение заменить снег подручными материалами — ватой, нафталином. Когда все было готово, чтобы «снег» не разнесло ветром, снимать начали… с конца. С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Кстати, мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать ее из картины, но режиссер отстоял серую артистку.

12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения, на котором был просмотрен отснятый материал. Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Смешные истории» на «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика».

Тем временем съемки фильма продолжаются. 21 января в павильоне № 13 «Мосфильма» снимали «логово троицы»: это там Балбес поет песню «Постой, паровоз…», а Трус тренируется сначала на своих напарниках, а потом на фарфоровых кошках.

Цензура блатную песню пропускать сначала не хотела, но Гайдай отстоял её убрав один куплет, который, по словам сценариста Якова Костюковского звучал приблизительно так:

Пусть гадом я буду
Я пилку достану
Решетку я ей перепилю
Пускай луна светит своим коварным светом
Но я из тюряги убегу

1 февраля в павильоне № 8 начали снимать эпизоды «ограбление склада». Вспоминает Юрий Никулин: «Для эпизода „Бой на рапирах“ пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал: — Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия».

Тогда-то Гайдай и придумал эпизод, как Шурик протыкает Балбеса шпагой, у того появляется кровь, которая потом оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки.

А помните, в третьей новелле, в эпизоде погони на складе, Балбес натыкается на скелет? Было снято восемь вариантов этой сцены. Во время одного из дублей Никулин решил похулиганить — взял и сунул палец между открытыми челюстями (что не было предусмотрено сценарием), а те вдруг, сомкнувшись, щелкнули. Камера сняла эту импровизацию, которая вошла в фильм.

25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма. Приведу отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого объединения «Мосфильма» Ивана Пырьева:

«В комедии главное — четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в „Псе Барбосе“, здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске… В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный…»

На следующем худсовете, после просмотра всей картины Пырьев потребовал «кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели…». После чего другая инстанция — сценарно-редакционная коллегия — потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда «негр» Верзила гоняется за Шуриком и когда студенты сдают экзамены. Но Гайдай оставил все как есть. Чуть позже ему это припомнили, когда присваивали категорию фильму. 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы» ко 2-й категории.

8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин и художественный руководитель 2-го творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором заявляют, что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки.

Цитата из письма: «В данном случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма «Операция „Ы“ кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности. Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий…». Это письмо возымело-таки действие — фильму дали 1-ю категорию.

Премьера «Операции «Ы» в Москве состоялась 16 августа 1965 года. В эти же дни в столице показывали чехословацкую пародию на вестерн «Лимонадный Джо», комедию «В компании Макса Линдера», однако советский зритель предпочел фильм Гайдая, обеспечив ему уже в первые две недели проката фантастическую кассу.

Даже сам Гайдай не ожидал такого приема, а его недоброжелатели, которые предрекали картине слабую посещаемость, и подавно. Чтобы представить себе тот ажиотаж, который царил вокруг фильма, полистаем прессу.

Вот что писала в газете «Советская Белоруссия» (номер от 3 сентября) Д. Манаева:

«Советская кинокомедия давно ждет своего героя. И своих талантливых создателей. Молодой режиссер Леонид Гайдай отлично чувствует этот жанр, владеет его законами. Три новеллы фильма — это три наброска художника с ярко выраженным темпераментом, своим стилем, своим взглядом на жизнь».

А вот что писала Л. Брандовская в другой минской газете — «Знамя Юности» (номер от 7 сентября):

«Слава об этом фильме пришла в город раньше, чем прибыли коробки с пленками и этикеткой на крышке: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Эту славу к нам доставили рекламные ролики, отзывы уже видевших, а главное беспроигрышное сочетание имен: «Никулин – Вицин – Моргунов»… и другие.

Правда, не стоит думать, что фильм вызывал только положительные эмоции. Были и негативные отзывы, хотя и в гораздо меньших количествах. Вот что писал В. Олерский в газете «Советская Клайпеда» (номер от 8 сентября):

«Комедия все-таки получилась, если считать, что создатели фильма до сих пор смеются над зрителем. Уж очень стыдно становится, когда смотришь на попытки актеров, постановщиков вызвать дешевый «животный» смех у зрителя. А именно это ощущаешь, когда смотришь кинокомедию «Операция «Ы»…»

Однако, повторюсь, подобных отзывов было — раз-два, и обчелся. Об этом говорит и рекордное за всю историю советского кинематографа число зрителей, посмотревших «Операцию Ы» — 69 миллионов 600 тысяч. Ни одна советская лента (в том числе ни одна кинокомедия) до этого не знала такого посещения! Чтобы не быть голословным приведу количество зрителей на других хитах того времени.

Например, в 1964 году самым кассовым отечественным фильмом стала картина Александра Столпера «Живые и мертвые», собравшая 41,5 млн зрителей. А среди кинокомедий лидировали следующие фильмы: «Крепостная актриса» Романа Тихомирова (6-е место — 31,8 млн), «Легкая жизнь» Вениамина Дормана (17-е место — 24,6 млн), «Ключи от неба» Виктора Иванова (19-е место — 22,3 млн), «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии (21-е место — 20,0 млн).

В 1965 году на первом месте расположилась комедия «Операция «Ы» (69,6 млн), а на втором — драма из жизни бывшего вора в законе «Верьте мне, люди» Ильи Гурина и Владимира Беренштейна (40,3 млн, то есть отрыв первого от второго составлял 29,3 млн). Самые кассовые комедии отечественного производства в том году выстроились в следующем порядке: «Операция «Ы» (1-е место), «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова (14-е место — 29,9 млн), «Зайчик» Леонида Быкова (25,1 млн), «Дети Дон-Кихота» Евгения Карелова (20,6 млн), «Женитьба Бальзаминова» Константина Воинова (19,4 млн), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова (13,4 млн).

Крылатые фразы из кинофильма “Операция „Ы“ и другие приключения Шурика”:

“НАПАРНИК”
“А компот?” Верзила.
“А на ликеро-водочный нет?” Верзила.
“Ах, ты зрячий! Сейчас будешь слепой!” Верзила.
“Бить будете? – Нет. – А что? – Вести разъяснительную работу.” Верзила, Шурик.
“В то время, как наши космические корабли бороздят просторы вселенной…” Прораб.
“Влип, очкарик!” Верзила.
“Давай бухти мне, как космические корабли бороздят Большой театр, а я посплю.” Верзила.
“Если я встану, ты у меня ляжешь.” Верзила.
“Жена Любушка и двое ребятишек: Леночка и Алешка.” Верзила.
“Кто не работает, тот ест.” Верзила.
“Может, не надо, Шурик! Я больше не буду.” Верзила.
“Надо, Федя, надо!” Шурик.
“Нотр Дам де Пари. Что в переводе означает “Собор Парижской Богоматери”. – Какой-какой матери? – Парижской. Бога матери.” Прораб, Верзила.
“Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать?” Суровый милиционер.
“Ну, студент, готовьсь!” Верзила.
“Огласите весь список, пожалуйста.” Эпизод.
“Она готовится стать матерью. – А я готовлюсь стать отцом.” Верзила.
“Правильно, и мух отгоняй.” Верзила.
“Пробка. Подарок из Африки.” Прораб.
“Работа стоит, а срок идет.” Верзила.
“Руки!., мыли?” Суровый милиционер.
“Сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше.” Верзила.
“Скоро на тебя наденут деревянный макинтош, и в твоем доме будет играть музыка, но ты ее не услышишь.” Верзила.
“Сработаемся!” Верзила.
“Ты думаешь, это мне дали 15 суток, м-м? Это нам дали 15 суток. А для чего? Чтобы ты вел среди меня разъяснительную работу.” Верзила.
“У вас несчастные случаи на стройке были? – Нет, пока еще ни одного не было. – Будут.” Верзила, Шурик.
“У тебя учет в рублях, а у меня в сутках.” Верзила.
“Убью, студент!” Верзила.
“Учись, студент!” Верзила.
“Цементный завод. – Я! – Погрузка угля. – Я!..” Строгий милиционер, Верзила.
“Шурик, вы комсомолец? – Да. – Это же не наш метод.” Верзила, Шурик.

“НАВАЖДЕНИЕ”
“А у меня горло. – Горло. – Горло. – И голова. – И голова. – Без мозгов. – Без мозгов.” Эпизод.
“Билет № 9, прием. – Что-что вы сказали? – Что? – Какой прием? – Я сказал не прием, а при нем. Билет № 9, а при нем задача.” Дуб, Профессор.
“Была докторская – стала любительская.” Шурик.
“Горчички! – Угу.” Лида, Шурик.
“Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем, при нем. Как слышно?” Профессор.
“Профессор, можно еще? – Пожалуйста. – Еще. Бери. – Себе. – Что значит себе?!..” Студент, Профессор.
“Саша! Так вы ж телепат!” Лида.
“Угадал? – Почти.” Шурик, Лида.
“Экзамен для меня всегда праздник, профессор!” Дуб.
“Я всегда помню, где я была, когда и с кем.” Лида.

“ОПЕРАЦИЯ “Ы”
“А где бабуля? – Я за нее.” Трус, Шурик. 
“Бабуля, закурить есть?” Трус.
“Ваши условия. – Триста тридцать. – Согласен. – Каждому.” Директор базы, Балбес, Бывалый.
“Вот что мы имеем на сегодняшний день. – Не мы, а вы. – Что нас может спасти от ревизии? Простите, не нас, а вас.” Директор базы, Трус.
“Все уже украдено до нас. – Все уже украдено. До нас.” Бывалый, Трус.
“Вы не скажете, где здесь туалет? – Нашел время. – Спасибо.” Трус, Бывалый.
“Вы не скажете, сколько сейчас градусов ниже нуля?” Трус.
“Вы что спросили? – Как пройти в библиотеку? – В три часа ночи! Идиот.” Директор базы, Трус.
“Где этот чертов инвалид? – Не шуми. Я инвалид.” Эпизод., Бывалый.
“Граждане новоселы, внедряйте культурку! Вешайте коврики на сухую штукатурку! Никакого модернизма, никакого абстракционизма! Сохраняет стены от сырости, вас от ревматизма.” Трус.
“Дело для нас новое, неосвоенное.” Бывалый.
“За это мелкое хулиганство я плачу крупные деньги.” Директор базы.
“Налетай, торопись, покупай живопись!” Трус.
“Народ хочет разобраться, что к чему.” Бывалый.

“Операция “Ы”! – Почему “Ы”?.. Почему “Ы”? – Чтобы никто не догадался. – Идиот.” Балбес, Директор базы.
“От ревизии нас может спасти только кража.” Директор базы.
“Прежде всего вам нужно нейтрализовать сторожа. – Не нам, а вам. – Нет, на этот раз именно вам.” Директор базы, Трус.
“Разбить… – Разбить. – Поллитру… – Пол-литра. – В дребезги… – Ну, конечно, в дребезги. – Да я тебя за это!..” Балбес, Директор базы.
“Рекомендую классический сюжет “Русалка”. По одноименной опере. Музыка Даргомыжского, слова Пушкина. – Срамота!” Трус, Покупатель.
“Сумма? – Триста. – Это несерьезно!” Бывалый, Директор базы.
“Тренируйся лучше… на кошках.” Балбес.
“Тяжело в учебе – легко на работе.” Трус.
“У, проклятый! Расхититель социалистической собственности!” Бывалый.
“Хватит гулять. Ну, полос На работу.” Бывалый.
“Я вам денежки принес за квартиру за январь. – Вот спасибо, хорошо, положите на комод.” Шурик, Бабуля.
“Я и с Ленкой посижу, и за тестом погляжу. Отправляйтесь на дежу. – Ну, тогда я ухожу.” Шурик, Бабуля.
“Я на русалках больше заработаю!” Трус.

Просмотров всего: 695 и сегодня: 1




Реклама. Информация о рекламодателе на сайте skillbox.ru

One Comment

  • василий

    Про такие фильмы всегда трудно говорить.Тут и актеры отличные,и юмор, и сюжет…
    Особенно я в этих фильмах люблю Вицина – вот уж кто мастер так мастер.Остальные,конечно,тоже бесподобны,но персонаж Вицина – самый комичный и интересный!

Comments are closed.