“Льется музыка”: Добрынину 70.

25 января композитору, автору и исполнителю Вячеславу Добрынину, написавшему более тысячи песен, исполнилось 70 лет.

Песни Вячеслава Добрынина в нашей стране знают все: их можно любить, к ним можно относиться с долей иронии, можно не слушать ни при каких обстоятельствах, но не знать нельзя. Добрынин как талантливый кузнец умеет ковать хиты, причем не мимолетные, а остающиеся в памяти людей на долгие годы. Недаром много лет назад его прозвали Доктором Шлягером, и с тех пор он старается соответствовать этому званию.

На его коленях сидели маленькие Дима Маликов и Вова Пресняков, от него уезжала на свой первый международный конкурс Алла Пугачева, с которого она привезла знаменитого “Орфея”. Журналисты же прозвали Добрынина “Дедушкой” и “монстром русского шлягера”. Что же представляет собой этот неувядающий певец?

В отличие от большинства эстрадных певцов, Добрынин получил хорошее гуманитарное образование. Закончив МГУ в начале 60-х годов, Добрынин получил на руки диплом искусствоведа. Свой выбор он объясняет как отрицательным отношением к истории, так и изначально заложенной в него тягой к искусству. Однако работать по специальности не захотел (несмотря на то, что закончил аспирантуру), предпочтя целиком посвятить себя музыке.

Еще в студенческие годы Добрынин начал “тусоваться”, как теперь принято называть общение. Он вспоминает, что они с товарищами собирались в кафе “Молодежное” на Тверской улице в Москве, которая тогда на молодежном сленге гордо именовалась Бродвеем. Неизменными участниками “сходок” были будущие барды А.Градский и А.Макаревич, а также будущий продюсер Ю.Айзеншпис. Тогда-то Добрынин и организовал группу музыкантов “Орфей”, которая поначалу исполняла песни знаменитой группы “Битлз”. Однако на эстраде уже был исполнитель по фамилии Антонов, и, чтобы зрители не путали двух Антоновых, музыканту пришлось придумывать себе псевдоним. Так появился певец Добрынин. Какую-то роль в выборе именно такого псевдонима, возможно, сыграла колоритная внешность певца, который и в молодые годы напоминал этакого добра молодца, широкоплечего, коренастого и добродушного богатыря.

Однако создание своей группы и выбор псевдонима еще не решали всех проблем. Группа привлекла к себе внимание отличным исполнением песен популярных “Битлз”, но наступила пора, когда надо было думать о собственном облике. Поэтому Добрынин стал сам сочинять музыку. В первое время он не только сам писал ноты, но и делал аранжировку мелодий, а также проводил репетиции с музыкантами.

[irp]Крестным отцом Добрынина-композитора стал поэт-песенник Леонид Дербенев. Добрынин дал ему кассету со своими музыкальными мотивами и Дербеневу они понравились. И в 1979 году состоялся официальный дебют Добрынина как композитора – тогда вышла пластинка «Веселых ребят», на которой звучала его песня «На земле живет любовь».

В. Добрынин вспоминал:

«Помню один случай… Денег у меня тогда не было и я ездил не на такси, а на автобусе. Стою как-то на остановке, какая-то бабушка рядом, люди. И вдруг открылось окно в доме напротив и из него громыхнула музыка с моей песней. Один раз звучит, потом колонки поставили на подоконник (тогда было модно выставлять колонки на улицу – чтобы все слышали) и бабка говорит: «Ну, запилил – ду-ду-ду, ду-ду-ду!». И я был в восторге: ну, если бабка говорит, значит, вот оно, признание народное! Я сел в автобус и хотел сказать: люди, это ж моя песня! И этот путь в автобусе стал моей звездной дорогой, дорогой к известности…».

После успешного дебюта Добрынина-композитора его карьера стала стремительно набирать обороты. На него обратил внимание руководитель ансамбля «Самоцветы» Юрий Маликов и пригласил в свой коллектив. Первой песней, которую Добрынин исполнил в составе этого популярного ансамбля, была песня В. Ивасюка «Червона рута».

А первым шлягером Добрынина, который он написал для «Самоцветов», стала песня на стихи В. Харитонова «У нас, молодых…» (в народе была известна как «Наши руки не для скуки»).

В. Добрынин вспоминал:

«Это была эпохальная песня, такая комсомольско-подъемная. Ее потом по радиостанции «Юность» крутили. Я ходил и думал: ну как же так, я такой попсовый и рок-н-рольный и вдруг «Наши руки не для скуки»! А меня успокаивали: ты должен быть объемным композитором, как Богословский, как Соловьев-Седой!

И однажды я увидел огромную фотографию в газете: вокзал, молодые ребята, уезжающие на БАМ, и транспарант со строчкой из моей песни – «Наши руки не для скуки!». И тогда я успокоился. Тем более, что все стали петь мои песни: и Магомаев, и Зыкина, и Краснознаменный ансамбль. Хотя я ведь все равно не был официальным композитором. Тогда официальными были все на «кий»: Богословский, Флярковский, Аедоницкий. И вот все они на худсоветах сидели и всех молодых, кто приходит – Добрынин или Антонов – слушали и говорили: а, это пошло! Все боялись, что кусок хлеба отнимем. Тогда же ведь как было: приходишь в ресторан – кого там музыканты поют? Добрынина, Морозова, Антонова. А их не поют. И вот они сидят на худсоветах: зарубить! отказать! забраковать!».

С середины 70-х годов Добрынин становится одним из самых популярных композиторов в Советском Союзе. Ситуация была такой, что он не знал, кому из исполнителей отдать свою новую песню – очередь из желающих была огромной. Песни Добрынина они буквально вырывали друг друга из рук. Но в то же время никто из них не стеснялся повторять другого. Поэтому многие песни Добрынина известны с разными исполнителями. Самыми известными хитами Добрынина в 70-е годы были «Прощай», «Песенка о сапожнике», «Все, что в жизни есть у меня», «Кто тебе сказал», «Где же ты была» и др.

Популярность Добрынина в 80-е годы продолжала оставаться такой же высокой, как и в предыдущее десятилетие. Им были написаны песни «Прости, земля!», «Ягода малина», «Капля в море», «Ты приехал», «Не волнуйтесь, тетя», «Хочу все знать», «Пришла пора», «Настроение», «Желтые кораблики», «Пришла зима», «Робинзон», «Большая медведица», которую исполнил Михаил Боярский. Кстати, именно он способствовал тому, чтобы в 1988 году Добрынин вышел на сцену и как певец.

В. Добрынин вспоминает:

«Однажды Боярский должен был приехать в очередной раз писать песню – «Спасатель» на слова Симона Осиашвили. И тут случился такой казус. Миша не смог приехать на запись – застрял в аэропорту. А у нас уже студия оплачена и простой нельзя допустить. И через три дня – съемка «Шире круг», куда включена была эта песня. Все, конечно, в панике: Боярский не успеет записаться! Что делать? И в один голос: «Хочешь ты этого или нет, Слава, но тебе придется петь вместо Боярского». Уговорили. Выпил я рюмку, надел наушники, попросил гитару – ну так, чтобы руки было куда деть, – и спел песню с первого дубля. Чтобы не слишком это мое «р» звучало, наложили на него несколько дублей. Потом мне говорят: «Ну а теперь, может быть, снимем тебя?». Надели матроску, фуражку с «крабами» – и на лодочную станцию в парк Горького. Показали по ТВ. И все – наутро я проснулся знаменитым.

После этого эфира мне постоянно звонили с ТВ, умоляли забрать письма: каждый день по десять мешков приходило на имя «Добрынин». Потом была песня «Бабушки-старушки». Потом – «Синий туман». Звонит однажды Дубовицкий – муж Тани Овсиенко – и говорит: «Слав, ты не представляешь! Услышали твой «Туман» по ТВ, вечером пошли в ресторан. А там выходит чувак – единственно, что без бороды! – и уже поет «Синий туман». И поет под тебя». «И что, – спрашиваю, – тоже картавит?», «Нет, но очень пытается хрипеть». А потом появилась «Не сыпь мне соль не рану». И я стал бить рекорды по заполняемости стадионов…».

С тех самых пор имя Вячеслава Добрынина стало известно широкому слушателю. И хотя количество всенародных шлягеров, написанных им, заметно убавилось ближе к нулевым годам, он остался в прекрасной форме. Он всегда был готов к установлению новых песенных рекордов. Так, в конце 90-х годов вышли пять аудиокассет с записями его песен: «Лучшее»(1993), «Никто тебя не любит» (1994), «Вы любите эти песни» (1995), «Избранное» (1996), «Браво, маэстро!» (1997). Затем в 1998 году вышел совместный альбом Добрынина и группы «Руки Вверх», также сборник «Лучшие песни». Потом был двухлетний перерыв, сольный альбом «Азбука любви», снова перерыв, который длился четыре года, еще один сольный альбом, перерыв, альбом, перерыв, альбом… Начиная с 2000 года, Добрынин творил не для денег и не для славы, поэтому не торопился, а подходил к созданию каждого сборника основательно.

В 1990 году Вячеславом Григорьевичем была создана группа «Доктор Шлягер».

В 90-е годы В. Добрынину было присвоено звание народного артиста России.

Добрынин также стал одним из первых композиторов, которые охотно используют современную технику. Теперь он только придумывает мелодию, а аранжирует ее специально приглашенный музыкант. Вероятно, поэтому он стал писать больше песен: по некоторым данным, их число уже перевалило за тысячу, ведь теперь у композитора остается больше времени на собственное творчество.

[irp]Кроме песен, Добрынин также пишет музыку к спектаклям и кинофильмам, а иногда и снимается в небольших ролях, как это случилось, например, в 1993 году при работе над фильмом режиссера И.Щеголева “Американский дедушка”. Режиссер уговорил Добрынина не только написать музыку, но и сняться в одной из ролей. Одна ко главную свою любовь – эстраду – Добрынин не собирается менять ни на какой другой вид искусства. Она дала ему имя, известность и смысл жизни. Правда, выступать с сольными концертами ему доводится не так часто, как бы хотелось. По собственному признанию певца, причина заключается в общем состоянии отечественной эстрады, а также в том, что Добрынин всегда поет “живьем” , не прибегая к фонограмме.

Он считает, что настоящий исполнитель должен петь в любых условиях, поэтому не отказывается от предложений выступить в ночных клубах или казино. Главное, чтобы все было организовано на достойном уровне, и нашлись слушатели, а не благодарные хозяева. Контакт со слушателями Добрынин ценит выше всего и ради аудитории готов даже не получить гонорар за выступление.

В последние годы Добрынин отважился даже на создание специальных сольных программ. Правда, некоторые из них были приурочены к его юбилею.

Семья.

В семейной жизни Добрынин был связан с двумя Иринами, каждая из которых была его музой в определенный период жизни.

В 1973 году Добрынин женился на девушке, с которой встречался уже несколько лет, – Ирине. Молодые поселились на улице Горького. В 1977 году на свет появилась девочка, которую счастливые родители назвали Катей. Однако тот брак продержался недолго.

В 1983 году к Добрынину вновь пришла любовь. Дело было так.

Будучи с семи лет страстным поклонником команды «Динамо», Добрынин однажды пришел на футбольный матч с участием своей любимой команды. И увидел рядом с собой симпатичную девушку, которая оказалась приятельницей жены одного известного динамовского футболиста. По иронии судьбы, звали девушку как первую жену композитора – Ириной. Однако в тот день она была настолько увлечена футболом, что внимания на Добрынина почти не обратила. Но судьба не позволила им расстаться. Через некоторое время Добрынин вместе со своим старым приятелем Львом Лещенко пришел на вечеринку в клуб «Динамо» и встретил там ту самую Ирину. На этот раз девушка первой обратила внимание на композитора и сама пригласила его на танец. Так состоялось их знакомство. А вскоре после этого они поженились.

У Вячеслава есть двое внуков: София и Александр.

Вячеслав Добрынин о себе:

Мое кредо – быть самим собой. Я никогда не буду ни под кого подстраиваться… Я шансонный исполнитель. Сколько французских концертов видел – Азнавура, Бреля, Беко – выходит серьезный, нормально одетый человек. Поет, общается со зрителями, и народ больше доволен, чем на каком-то там шоу. Ведь любое зрелище – это надуманность, предвзятость, что-то нарочито придуманное, дабы больше денег взять, обдурить людей, заставить забыть их о том, что под фонограмму концерт поется. Вот для чего делается зрелище. А тот, кто его не делает, должен стоять на сцене, как шахтер, и два с половиной часа живьем “вырубать” успех своими нервами, потом, кровью.

Симон Осиашвили:

В чем же секрет его успеха? Возможно, в манере исполнения – мужественной и лиричной одновременно, в своеобразии звучания чуть простуженного голоса, в импозантной внешности, в самих песнях, но главное – в личности Вячеслава Добрынина, сумевшего за долгие годы работы в жанре поп-музыки не растратить своего дарования, а, более того, открыть любителям песни его новую грань.

Михаил Шабров:

Он старается ничего не пускать на самотек. Он все любит делать сам. Он выводит из себя профессиональных звукорежиссеров, то и дело подсказывая им, какой рычажок на пульте и куда повернуть, хотя потом, чуть поостыв, они нередко признают его правоту. Он тщательно и терпеливо (это при его взрывной энергии) выписывает орнамент аранжировки, наводя тоску на музыкантов, считающих, что и так уже все ясно. А Добрынин хочет сделать еще лучше. И добивается этого.

Михаил Шуфутинский:

Мне не всегда было легко со Славой. Как у всякой творческой личности, характер у него сложный и настроение порой круто меняется. Если я имел привычку подниматься в восемь утра и садиться за работу, то он вставал лишь в час дня. Я ложился в двенадцать, а он мог запросто позвонить в три часа ночи, чтобы поведать о чем-то очень важном для него, не понимая, что мне надо рано вставать. По-моему, Слава до сих пор живет в таком режиме, считая, что чаша весов всегда перевесит в сторону нашей дружбы, а не в сторону моего распорядка дня. И так получалось, что в некоторые моменты жизни он мне сильно помогал. Я ему благодарен за это…

Когда он говорит, что “Мишка – это мой друг”, я не могу с этим не согласиться, тем более, что в жизни, действительно, с ним связано очень многое.

Андрей Державин:

Авиакомпания “Люфтганза”. Сервис на высшем уровне. Нас пригласила какая-то страховая компания. Все очень красиво. Бизнес-класс. Стюардессы, не успеваешь сесть, а они уже подскакивают к тебе и спрашивают:
– Что вы хотите? Что вы будете есть? Что вы будете пить?
И в это время Слава (он сидел на соседнем кресле) поворачивается, подмигивает и говорит:
– Бутерброды будешь с колбасой?
Я говорю:
– Конечно!
Я могу сказать, что за все время полета нам попробовать ничего вкуснее этих бутербродов не довелось.
Конечно, мы выпили за знакомство, не без этого, и здесь я могу отметить, что академик очень силен, потому что он относится не к той группе людей, которые выпивают, чтобы напиться, а к той группе людей, которые делают это культурно.
Я эту встречу нашу первую запомнил надолго.

Валерий Леонтьев:

В начале 70-х годов я услышал это имя, не только услышал, я был тогда артистом, который делает первые шаги на эстраде, и, не зная композитора Вячеслава Добрынина, взял в репертуар – мне просто прислали в филармонию ноты – песня называлась “Ох, эти танцы” – по тем временам это был страшный забой, такой модняк, и я эту песню пел где-то пару лет – 72, 73-й годы…

[irp]Познакомились мы не так давно, несколько лет назад, наверное, на каких-то сборных общих концертах. Спустя 27 лет я вновь соприкоснулся с его музыкой и это было странное ощущение, что жизнь – она цикличная и что все ходит по кругу…

“Руки вверх”:

Вячеслав Григорьевич – человек очень интересный и необычный. Мы встретились на студии. Мы же простые парни, не избалованные встречами со звёздами, поэтому когда он сам подошёл к нам и сказал: “О, вы те самые ребята, которые “вставляют” сейчас девчонок!” – нам было приятно. Как-то сам собой зашёл разговор о песнях, и он сказал, что молодёжь сейчас его песни уже не знает. Мы сказали, что знаем и продемонстрировали ему весь арсенал, знакомый ещё с детства, ещё родители что слушали. Он поразился и спросил, почему же мы их не поём. Мы ответили, что мода сейчас другая и предложили сделать новые аранжировки. Попробовали, сделали пару песен, ему понравилось. Так идея и пошла.

Лев Лещенко:

Это было начало 70-х годов, точнее, 73-й год, когда я впервые услышал его песню, был такой исполнитель – Володя Рустамов, мы работали в одной программе в цирке, и, несмотря на то, что я был популярный с песнями, такими как “Не плачь, девчонка”, “Белая береза” и прочие, неожиданно этот парень в концерте прошел лучше меня, а прошел он только потому, что пел удивительную песню Славы Добрынина “Все, что в жизни есть у меня”. И вот с тех пор я стал искать встречи с Вячеславом Добрыниным.

Впервые я встретился с ним в концертном зале “Россия”, на служебном подъезде, нас представили друг другу и я сказал:
– Слава, мой приятель Володя Арустамов поет Ваши замечательные песни. Мне немножко тесновато в репертуаре, я хотел бы его расширить. Если можно, давайте как-нибудь встретимся.
Он пригласил меня домой, он жил на улице Горького, сел к роялю и наиграл несколько песен. Первые наши песни были “Ни минуты покоя”, “Где же ты была”. Дальше уже появились “Родная земля”, “Прощай” и многие, многие другие песни…

Несколько песен Добрынина:

“Прощай”

Песня была написана в середине 70-х, и поначалу ее исполнял ансамбль “Лейся, песня”. Но когда композицию услышал Лев Лещенко, то мгновенно включил ее в свой репертуар. Позже он записал ее с симфо-джазовым оркестром и по сей день исполняет на каждом концерте.

“Не сыпь мне соль на рану”

Визитная карточка композитора, средоточие душевных мук и любовных терзаний, один из главных шлягеров автора. Говорят, Добрынин поначалу опасался выставлять песню на суд зрителей, боялся, что те не оценят искренности, свойственной шансону. Однако, оказалось, что народ и композитор, общаются на одном языке. Песня моментально побила все рейтинги популярности.

“Где же ты была?”

Музыку к этой песне Добрынин написал на стихи поэта Леонида Дербенева, который посвятил их своей жене Вере. Они возникли из простого диалога на кухне, когда Дербенев, влюбленно глядя на Веру, риторически спросил: “Где же ты была раньше?” “В Богородске у себя была!” – рассмеялась женщина, а совсем скоро она и тысячи других поклонников творческого союза услышали новую композицию.

“Ягода-малина”

Песня Вячеслава Добрынина, ставшая для певицы Валентины Легкоступовой, пропуском в шоу-бизнес. Именно ее исполнительница называет судьбоносной, любимой и главной кормилицей. Уже в 1987 году “Ягода-малина” стала финалисткой “Песни года”, а потом еще долгое время крутилась на всех музыкальных передачах страны.

“Все, что в жизни есть у меня”

Написана в 1996 году специально для ВИА “Самоцветы”. Коллектив исполняет ее и сегодня, считая практически своим гимном. Секрет успеха композиции, по мнению неизменного руководителя “Самоцветов” Юрия Маликова, – в мощнейшей положительной энергетике, которой буквально заряжена песня от первого до последнего аккорда.

Дискография

1980 – День за днем
1985 – Взлетная полоса
1987 – Настроение
1988 – Синий туман
1989 – На теплоходе музыка играет
1990 – Колдовское озеро
1990 – То, что доктор прописал (Группа “Доктор Шлягер”)
1991 – Казино
1991 – Льется музыка
1991 – На всякий случай
1991 – Не забывайте друзей
1991 – Никто тебя не любит так, как я
1991 – У нас своя компания
1992 – Пиковая дама
1993 – The Best
1993 – Любимые песни
1993 – Ты мой сладкий (Группа “Восьмое марта”)
1994 – Вы любите эти песни
1994 – Вячеслав Добрынин в Германии
1994 – Две свечи
1994 – Никто тебя не любит так, как я
1995 – Золотой шлягер 70-х
1995 – Золотой шлягер 80-х
1995 – Избранное (сольный)
1996 – ВИА “Веселые ребята” (авторский)
1996 – ВИА “Красные маки” (авторский)
1996 – ВИА “Лейся, песня” (авторский)
1996 – Новые песни о вечном (сольный)
1996 – Я боюсь твоей любви (сольный)
1997 – Браво, Маэстро (2CD) (авторский)
1998 – Доктор Шлягер и “Руки Вверх” (Вячеслав Добрынин и группа “Руки Вверх) (авторский)
1998 – Лучшие песни

Награды и премии

  • Звание Народного артиста России, 1996 год
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР, 1991год
  • Трехкратный обладатель Национальной российской премии “Овация”
  • Лауреат премии имени Исаака Дунаевского
  • Лауреат премии “Золотой граммофон”
  • Лауреат 15 телевизионных фестивалей “Песня года”

Просмотров всего: 1 255 и сегодня: 1




Реклама. Информация о рекламодателе на сайте skillbox.ru